Неточные совпадения
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему, в общем и глубоком
смысле, можно свести
основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования
смысла “фактов”».
Социализм, употребляя это слово в радикальном
смысле, не может решить
основных вопросов человеческого существования.
По
основным своим эмоциям и оценкам — я скорее «левый», революционный человек, хотя и в особом, духовном
смысле.
Основную свою интуицию о человеке, о нужде Бога в творческом акте человека я выразил в самой значительной книге своего прошлого «
Смысл творчества.
Но в «
Смысле творчества» я уже выразил
основную для меня мысль, что творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы.
Я оставался верен
основной идее «
Смысла творчества».
Основная тема русской мысли начала XX в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и
смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории.
Жажда личного спасения стала
основным мотивом истории, и временное непонимание
смысла истории,
смысла земного существования человечества во времени стало как бы исполнением этого
смысла.
Труд здешнего землепашца был не только принудительным, но и тяжким, и если
основными признаками каторжного труда считать принуждение и напряжение физических сил, определяемое словом «тяжкий», то в этом
смысле трудно было подыскать более подходящее занятие для преступников, как земледелие на Сахалине; до сих пор оно удовлетворяло самым суровым карательным целям.
Автору кажется, что бесполезно толковать об
основных вопросах науки только тогда, когда нельзя сказать о них ничего нового и основательного, когда не приготовлена еще возможность видеть, что наука изменяет свои прежние воззрения, и показать, в каком
смысле, по всей вероятности, должны они измениться. Но когда выработаны материалы для нового воззрения на
основные вопросы нашей специальной науки, и можно, и должно высказать эти
основные идеи.
С трудом ворочая языком, приискивая слова и путаясь, Баргамот то излагал ему инструкцию для городовых, то снова возвращался к
основному вопросу о битье и участке, разрешая его в
смысле положительном, но в то же время и отрицательном.
Таким образом, федоровский «проект», понятый даже в самом широком и неопределенном
смысле как общая идея участия человека в воскресении мертвых, сохраняет
основные свои особенности, отличается экономизмом и магизмом.
Трансцендентное в самом общем
смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого опыта, сознания и бытия, вообще «этого мира», дано в первичном религиозном переживании, поскольку в нем содержится чувство Бога, — это есть
основная музыка религии.
В этом
смысле христианство есть абсолютная религия, ибо именно в нем до конца обнажается
основная религиозная антиномия и изживается с наибольшей остротой: здесь ощущается и совершенная близость Бога, но и с тем большей силой чувствуется Его удаленность.
Другая возможность, дли нас единственно допустимая, состоит в том, что мир создан из ничего в
смысле укона, и потому первым,
основным и существенным актом творения было облечение его меоном.
«Тайной» в обычном
смысле не является природа Божия, — говорит Гегель, выдавая в этих словах
основную тайну своего собственного (да и Шеллингова) философствования, — и менее всего в христианской религии: здесь Бог дал познать себя, показал, что Он есть; здесь Он раскрыт.
Там прячутся в темноте наши инстинкты, по-своему отзывающиеся на явления жизни; там залегает наше
основное, органическое жизнечувствование — оценка жизни не на основании умственных соображений и рассуждений, а по живому, непосредственному ощущению жизни; там — то «нутро и чрево», которое одно лишь способно «жизнь полюбить больше, чем
смысл ее», или, с другой стороны, — возненавидеть жизнь, несмотря на сознанный умом
смысл ее.
Но тем знаменательнее, что
основное отношение к жизни у них у всех совершенно одинаково, настолько одинаково, что в этом
смысле мы воспринимаем гомеровы поэмы как нечто вполне цельное и однородное [Исключение представляют некоторые вставки в «Одиссею», относительно которых доказано, что они принадлежат к другой, гораздо более поздней эпохе.
В чем
основная истина жизни? В чем ценность жизни, в чем ее цель, ее
смысл? Тысячи ответов дает на эти вопросы человек, и именно множественность ответов говорит о каком-то огромном недоразумении, здесь происходящем. Недоразумение в том, что к вопросам подходят с орудием, совершенно непригодным для их разрешения. Это орудие — разум, сознание.
Вопрос о
смысле страдания есть
основной вопрос этики.
И он тоже, Андрей Иванович, — он жил, а жизни не видел. А между тем, ему казалось, он способен был бы жить — жить широкою, сильною жизнью, полною
смысла и радости; казалось, для этого у него были и силы душевные, и огонь. И ему страстно хотелось увидеть Барсукова или Щепотьева, поговорить с ними долго и серьезно, обсудить все «до самых
основных мотивов». Но Щепотьев сидел в тюрьме, Барсуков был выслан из Петербурга.
Основное предположение всякой подлинной философии — это предположение о существовании
смысла и постижимости
смысла, о возможности прорыва к
смыслу через бессмыслицу.
Бедственное положение это усиливается еще тем, что, так как это состояние неверия продолжается уже много времени, сделалось то, что среди людей христианского мира те из них, которым это положение безверия выгодно, все властвующие классы, либо самым бессовестным образом притворяются, что верят в то, чему не верят и не могут верить, либо, в особенности наиболее развращенные из них ученые, прямо проповедуют, что для людей нашего времени совсем и не нужно ни какого бы то ни было объяснения
смысла жизни — веры, ни какого бы то ни было вытекающего из веры руководства поступков, а что единственный
основной закон жизни человеческой есть закон развития и борьбы за существование и что поэтому жизнь людей может и должна быть руководима только похотями и страстями людскими.
В историческом процессе действуют разнообразные причины, которые раскрывает историческая наука, но философия истории имеет своей целью раскрытие
основных духовных феноменов, первофеноменов, в которых и нужно искать
смысл исторических событий.